ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ КОЛЬЦОВЫМ
ШКОЛА XXI ВЕКА.
НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО.
Дорогие друзья, сегодня у нас очень важная и интересная тема, которую мы с удовольствием обсудили Юрием Кольцовым, автором книги "ШКОЛА XXI ВЕКА. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО".
Наша беседа посвящена самому, на наш взгляд, ценному - воспитанию и образованию детей, духовности и многогранности личности.
небольшая справка
Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али Сина. В Европе он прославился под именем Авиценны .Средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Главные его сочинения написаны на фарси и арабском. В Европе с ними познакомились спустя сто лет после смерти автора. По мощи интеллекта и разнообразию талантов личность Авиценны сопоставимо с Леонардо да Винчи и Михаилом Ломоносовым с той лишь разницей, что великий перс творил на несколько веков раньше итальянского и русского гениев. Нет области знания X-XI вв., куда бы он не заглянул, и не сделал бы какое-то открытие. Медицина, поэзия, философия, психология, астрономия, физика, математика, геометрия, геология, музыка, военное дело — вот неполный список сферы его интересов. Всю свою сравнительно недолгую (58 лет) жизнь Авиценна не терял ни минуты, читал и писал даже в седле, поскольку часто странствовал. Устав от скитаний по дворам эмиров, султанов и халифов, Авиценна поселился в уединении в одной из провинций Ирана, и непрерывно работал. В автобиографии он писал, что трудился днями и ночами, когда хотелось спать, возбуждал в себе бодрость вином. Он, кстати, писал в честь вина стихи. Он написал более 400 сочинений, из которых до нас дошла примерно половина. Целый ряд его научных открытий был позднее приписан западными исследователями другим ученым Европы. Мировоззрение Авиценны, Омара Хайяма, Алишера Навои и других суфиев складывалось под влиянием Гераклита, Пифагора, Платона, Плотина и других античных философов и ученых.

Главным своим призванием, Ибн Сина считал врачевательство. Ибн Сина успешно лечил многих людей, в том числе сильных мира сего. Эмиры делали его своим советником, даже министром. Но были у него и недруги и завистники, которые принуждали его отказаться от врачевательства. Но Авиценна был непреклонен и старался помочь каждому, кто к нему обращался, не смотря на его статус в обществе.
ПОКОЛЕНИЕ Z

Вареники с вишней, цветные волосы и перенаселение планеты

Сегодня в объектив Zoom смотрит 19-летняя Полина Нистратова, и линза передает ее взгляд на себя, на общество и отношение современного общества к женщине. Полина совмещает учебу на PR специалиста с работой в косметическом бренде. Девушка отвечает на вопросы быстро, четко, эмоционально. Какие-то мнения дополняют друг друга, какие-то противоречивы, потому что общий план переходит в крупный, в объективе появляются новые грани предмета, или наоборот, обозрение сужается.
— What's the ideal font size for footnotes, and is there a reason why the footnote font should be smaller?
— With regard to the footnote intended for use in the text, we found that some content needed to be included in the manuscript, but was less important than the main copy. Therefore, it is necessary that the master copy has a higher level of hierarchy.
Журнал MATRЁШКА:
Юрий, предлагаю сегодня обсудить такие важные темы, как воспитание, образование, школа будущего, а также настоящее и будущее России и мира в целом.

Начнём, пожалуй, с главной темы нашей беседы - образование и воспитание детей.
Что для Вас воспитание? Каким Вы видите уровень сегодняшнего развития в этом вопросе?
ЮРИЙ:
Я получил образование и воспитание в прошлом веке, во времена Советского Союза. Я застал ещё уроки чистописания перьевой ручкой. Нас учили правильному нажиму в определённых местах. Помню я восхищался почерком учительницы, которая на доске писала красивым подчерком буквы. Потом уроки чистописания убрали. Буквари изменили. Я учился по букварям, в которых были рисунки детей, которые помогали маме, папе, детям... (фото см. ниже)

А это закладывало воспитательный элемент в сознание ребёнка.

Сейчас в букварях картинки с животными вместо детей. (видео см. ниже)

Так же у нас был учебник и урок РОДНАЯ РЕЧЬ, который тоже в последствии убрали.

Слово РОДНАЯ имеет слог РОД. На Руси РОД имел огромное значение.

Слово РЕЧЬ – это источник, способ передачи понятий, связанных с энергией РОДА – возрождения и развития, дети наши ведали через Родную речь связь с РОДОМ, с приРОДой, наРОДом и другими понятиями.

Я считаю ликвидацию Родной Речи преступлением. Даже два дерева, живущие рядом, получают энергию только через свои корни. Иного природой не предусмотрено!

Школа с первого класса воспитывала. До сих пор помню по истории мы учили подвиги Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дота, Виктора Талалихина, совершившего первый авиационный таран в небе Москвы, Николая Гастелло, совершившего таран вражеской колонны своим подбитым самолётом. На этих примерах мы росли.

К сожалению, сейчас этого нет в современных учебниках, и дети не знают о героях. У них сейчас другие «герои».

Самую большую диверсию в нашем образовании я считаю совершил Фурсенко будучи министром образования ликвидировал воспитательную составляющую из обязанностей школы и ввёл понятие услуги, которые должна оказывать школа.

Одна его цитата чего стоит: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача
заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Источник: передача № 244 от 10.09.2011 академика В. П. Филимонова
И этот человек в настоящее время является Помощником Президента Российской Федерации. Получается это политика нашего государства в отношении образования и воспитания. Оптимизма это не вселяет.

А вы не интересовались кто стоит за «реформами по ликвидации всеобщей грамотности в России?

В своей книге Сергей Комков «День дурака. Агония русской школы» перечисляет этих «реформаторов»:
Журнал MATRЁШКА:
Юрий, предлагаю сегодня обсудить такие важные темы, как воспитание, образование, школа будущего, а также настоящее и будущее России и мира в целом.

Начнём, пожалуй, с главной темы нашей беседы - образование и воспитание детей.
Что для Вас воспитание? Каким Вы видите уровень сегодняшнего развития в этом вопросе?
ЮРИЙ:
Я получил образование и воспитание в прошлом веке, во времена Советского Союза. Я застал ещё уроки чистописания перьевой ручкой. Нас учили правильному нажиму в определённых местах. Помню я восхищался почерком учительницы, которая на доске писала красивым подчерком буквы. Потом уроки чистописания убрали. Буквари изменили. Я учился по букварям, в которых были рисунки детей, которые помогали маме, папе, детям... (фото см. ниже)

А это закладывало воспитательный элемент в сознание ребёнка.

Сейчас в букварях картинки с животными вместо детей. (видео см. ниже)

Так же у нас был учебник и урок РОДНАЯ РЕЧЬ, который тоже в последствии убрали.

Слово РОДНАЯ имеет слог РОД. На Руси РОД имел огромное значение.

Слово РЕЧЬ – это источник, способ передачи понятий, связанных с энергией РОДА – возрождения и развития, дети наши ведали через Родную речь связь с РОДОМ, с приРОДой, наРОДом и другими понятиями.

Я считаю ликвидацию Родной Речи преступлением. Даже два дерева, живущие рядом, получают энергию только через свои корни. Иного природой не предусмотрено!

Школа с первого класса воспитывала. До сих пор помню по истории мы учили подвиги Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дота, Виктора Талалихина, совершившего первый авиационный таран в небе Москвы, Николая Гастелло, совершившего таран вражеской колонны своим подбитым самолётом. На этих примерах мы росли.

К сожалению, сейчас этого нет в современных учебниках, и дети не знают о героях. У них сейчас другие «герои».

Самую большую диверсию в нашем образовании я считаю совершил Фурсенко будучи министром образования ликвидировал воспитательную составляющую из обязанностей школы и ввёл понятие услуги, которые должна оказывать школа.

Одна его цитата чего стоит: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача
заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Источник: передача № 244 от 10.09.2011 академика В. П. Филимонова
И этот человек в настоящее время является Помощником Президента Российской Федерации. Получается это политика нашего государства в отношении образования и воспитания. Оптимизма это не вселяет.

А вы не интересовались кто стоит за «реформами по ликвидации всеобщей грамотности в России?

В своей книге Сергей Комков «День дурака. Агония русской школы» перечисляет этих «реформаторов»:
Я знаю, что Вы написали книгу "ШКОЛА ХХI ВЕКА. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО", посвящённую трудам великого педагога Михаила Петровича Щетинина, который создал уникальную модель образования и воспитания - трижды признанную ЮНЕСКО лучшей в мире. Расскажите, пожалуйста, каким был Михаил Петрович, к чему он стремился и чего достиг при жизни?

- Мне посчастливилось 7 лет быть нештатным сотрудником школы академика Щетинина. И мы часто беседовали с ним. Михаил Петрович с каждым беседовал как с самым близким и нужным ему человеком. Он был очень внимательным собеседником, никогда не перебивал.

Только однажды он меня остановил на полуслове.

Однажды беседуя с Михаилом Петровичем, я стал рассказывать про какой-то негатив в нашей действительности, не помню про какой и где. На полуслове Щетинин меня останавливает и говорит: «Давай не будем об этом. На преображение! ЗЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!».

Я остановился, подумал, что Михаил Петрович не понял меня, как же не существует и хотел объяснить, что имел ввиду.

Щетинин взглядом меня остановил и снова повторяет, глядя мне в глаза: «ЗЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!».

Помню, тогда эта фраза поставила меня в тупик, как и многих, кому я рассказывал эту историю.

В одной из бесед Михаил Петрович пояснил: – Россия не борется с Мировым Злом. Она служит Чистой Силе, и сама она есть Чистая Сила. Утверждение Чистой Силы невозможно в условиях, когда ты воюешь с каким-то злом.

Мне очень нравится принцип каравана – собаки лают, а караван идёт.

Я сам так строил свою жизнь. И если бы на каждый лай я отвечал, то запутывался и сам терял бы смысл собственного движения.

Поэтому нам надо вести свою линию Чистой Силы, и тогда не прилипнет к нам сила злая.

Поэтому надо успеть прожить жизнь по-русски, по-своему, а не искать врагов, не искать зло, чтобы с ним бороться. Нужно строить своё. А утверждая Чистую Силу, мы побеждаем и само зло!

Позже «случайно» встретил рассказ на эту тему.

Профессор в университете задал своим студентам вопрос: – Всё, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: – Да, создано Богом. Бог создал всё? – спросил профессор.

– Да, сэр, – ответил студент. Профессор спросил: – Если Бог создал всё, значит, Бог создал и зло, раз оно существует. И, согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, Бог есть зло. Услышав такой ответ, студент притих.

Профессор был очень доволен собой. Он лишний раз похвалился перед студентами, доказав, что вера в Бога – это миф. И тут поднял руку другой студент: – Профессор, могу я вам задать вопрос? – Конечно, – ответил профессор. Студент поднялся и спросил: – Профессор, холод существует? – Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно? – На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности, является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того, имеет он энергию или нет, излучает её или нет. И абсолютный ноль (-273°С) есть полное отсутствие тепла. При этой температуре вся материя становится инертной и не способной реагировать. Таким образом, холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил: – Профессор, а темнота существует? Профессор ответил: – Конечно, существует. Студент сказал: – Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует.

В действительности, темнота есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Используя призму Ньютона, мы можем разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Однако вы не можете измерить темноту. Простой луч света врывается в мир темноты и освещает его. Как вы определяете, насколько тёмным является то или иное пространство?

Вы измеряете имеющееся в нём количество света, не так ли?

Таким образом, темнота – это лишь понятие, которое человек использует для описания того, что происходит при отсутствии света. Затем молодой человек вновь спросил профессора: – Сэр, зло существует? Уже неуверенно профессор ответил: – Конечно, как я уже и сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость в отношениях между людьми, множество преступлений, насилие во всём мире – всё это ничто иное, как проявление зла. На это студент ответил: – Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого.

Зло – это просто отсутствие Бога. Подобно темноте и холоду, это слово создано человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла.

Зло – это не вера и не любовь, которые существуют как свет и тепло.

Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор сел. Имя молодого студента было Альберт Эйнштейн.

Многие не верят, что это был Эйнштейн. Для меня это не важно. Главное сам рассказ, его суть.

ЗЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Невозможно коротко ответить на вопрос каким был Михаил Петрович?

Максимально подробно я постарался ответить на этот вопрос в своей книге.
И назвал главу «Щетинин. Кто же он?». Приведу её с небольшими сокращениями.

ЩЕТИНИН. КТО ЖЕ ОН?

Вспоминая Михаила Петровича, беседы с ним, только спустя много лет я стал понимать, что, находясь рядом с ним, нужно было быть максимально внимательным и осознанным. Но этому мне тогда мешали мои стереотипы и предубеждения. Школа, затем институт, да и сама жизнь учили меня не так и не этому. Прошлые знания во мне защищали свою правоту и трудно было от них сразу отказаться. По крайней мере я впускал в себя всё, что слышал и видел в школе, и старался понять, а не критиковать.



Чтобы понять Михаила Петровича мне пришлось многое переосмыслить. Через увиденное, услышанное и пережитое у меня стали появляться проблески понимания скрытой реальности школы Щетинина.

Я их не могу объяснить и тем более описать, это на уровне тонких ощущений.

Какие-то моменты, увиденные в Школе, мне остались непонятны до сих пор и вызывают удивление.



Например, однажды мы беседовали с Михаилом Петровичем в его кабинете. Заходит администратор и говорит, что пришёл ученик (фамилию не запомнил). Щетинин приглашает его зайти, и переключил всё внимание на него.

Я наблюдал со стороны их беседу. Суть была в том, что парень не мог освоить математику. На что Михаил Петрович ему сказал:

–Ты готов за двадцать четыре часа взять курс всей математики, но чтобы это было для тебя как водопад ледяной воды? Сейчас я познакомлю тебя с человеком, который поможет тебе в этом!

Подумав, парень согласился. В этот момент в кабинет вошла девушка, точно помню, что её Щетинин специально не приглашал. Может Михаил Петрович заранее пригласил, я не знаю.

– Вот она тебе поможет с математикой. Через двадцать четыре часа ты мне докладываешь о результатах! Идите!

!?



Однажды я приехал в школу, администраторы доложили, что я в приёмной. Почему-то меня Михаил Петрович приглашал в первую очередь, хотя в приёмной всегда были люди, желающие пообщаться с ним.

Приглашают в кабинет, захожу, здороваемся, Михаил Петрович внимательно посмотрел на меня, и говорит:

– Езжай на море, полежи на солнышке, через три дня приходи!

Я хотел рассказать о самом важном, как я считал, и потом поехать, но Михаил Петрович остановил меня взглядом, дав понять, что разговор окончен.

Пришлось три дня загорать в Архипо-Осиповке на море. Через три дня захожу в кабинет, здороваемся, Щетинин посмотрел на меня, улыбнулся и пригласил к столу, была душевная беседа и 10 дней пребывания в школе.

У Михаила Петровича красивый литературный слог.

«Утро было торжественным и чистым, будто кто-то большой и аккуратный тщательно умыл небо и землю перед началом дня. Трава на стадионе, где мы делали зарядку, была густо забрызгана прозрачными капельками росы, стреляющими в нас тоненькими лучиками света. Прохлада обжигала босые ноги. Тело радовалось этим бодрящим ожогам, движению, жадно впитывало лучистость зари…».

Михаил Петрович писал красивые стихи.

Я всегда с любовью пел тебя, осень… С золотым листом летел в твою просинь… В серебристую метель паутинкою… Летел в алую купель я росинкою…

На опушке у пенька земляничкою, Песней был я соловья, и страничкою В книгу звёзд вписался я Вязью Белою Оттого, что для тебя всё-всё делал я…

Знал: вечернею зарёй, в золотую осень Бог за песни соловья с меня спросит. Спросит строго он меня – что отвечу?

Материнская ладонь мне на плечи…

Мне отцовская рука зажжёт свечи… У икон, у алтаря я отвечу… Я за всё люблю тебя, моя осень… Мне легко смотреть в тебя, в твою просинь…

Ты весна весны неба синего, Клёкот сотни соколов над Россиею… Видеть, слышать всю тебя душа просит… Я любил, люблю тебя, моя осень…

«Как сорвёшься с высоты, Всех прости, – сказала ты, – Кто в холодный час беды тебя бросил, Ты прости …» – и я простил, моя осень.

Всех простил, кто в час беды меня бросил, Белым цветом расцвела моя проседь. В золотистых кружевах без оглядушки Я летел в твоих мечтах к земле-матушке,

Чтоб взметнуться по весне зелён-волюшкой, Распахнуться во всю ширь сине-полюшком. Материнская ладонь мне на плечи, У икон, у алтаря горят свечи… Чем тебе я за любовь, чем отвечу?..









С Михаилом Петровичем можно было разговаривать на разные темы. Однажды я сказал, что где-то читал, что в Тибете славянские символы сохранились. (Спустя много лет эти символы я сам увидел в Шри Ланке и в Непале).

На что Михаил Петрович сказал: «В ТИБЕТЕ ТОЖЕ РОССИЯ!».

Помню тогда мне понравилась эта фраза. Для Щетинина Россия была в

космических масштабах. Помните его фразу: «Русь – это духовное понятие. И попытаться поработить Русь, всё равно, что поработить Космос».



Однажды один из гостей в разговоре с Михаилом Петровичем сказал:

– У вас здесь дубы мелкие, вот у нас…

– Это не дубы мелкие, это один могучий дуб прорастает множеством, потому что сознание человека измельчало…



Вспоминаю свою первую встречу с Михаилом Петровичем.

Случилась она летом 2000 г.

Когда меня провели на территорию школы, я увидел красивого седого мужчину с удивительно добрыми глазами, окружённого сотрудниками, гостями, родителями, детьми. Наши взгляды встретились, он подошёл ко мне, обнял, внимательно посмотрел в глаза:

– Я знал, что ко мне кто-то приедет из Киргизии.

Помню меня эта фраза удивила. Ещё взгляд показался необыкновенно глубокий…

Михаил Петрович провёл меня в кабинет.

– Что Вас привело к нам? – внимательно смотря на меня, спросил Михаил Петрович.

Я не мог четко сформулировать цель своего приезда. Помню, было только желание приехать. Наверное, видя моё волнение, Михаил Петрович показал на стену, где висели рядом вырезанные из дерева лики славянского богатыря и тюркского батыра.

– Мы народы-братья, наши религии – братья, но нас постоянно пытаются разлучить, разъединить, а у нас общая история, общие корни…



Тогда для меня эта информация казалось нереальной. Я вспомнил своё первое удивление, когда услышал в фильме Натальи Бондарчук слова Щетинина: «Татаро-монгольское иго – это величайший обман, пасквиль на нашу историю…». В те времена татаро-монгольское иго было непоколебимо.



Мнения наших историков и писателей о татаро-монгольском иго подтверждают точку зрения Михаила Петровича. Историк Л. Н. Гумилёв, академик Г. Скрябин, историк Ю. Д. Петухов, историк А. Д. Прозоров, историк и многие другие историки подтверждают мнение Щетинина.

Много позже я узнал про Тартарию, и про Тибетскую Тартарию.

В британской энциклопедии 1771 года Россию, более известную, как Великая Тартария (Great Tartary), называли территорию восточнее Дона, на широте Самары до уральских гор и вся территория восточнее уральских гор до Тихого океана на азиатском:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Тартария.

Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем;

Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая». (Encyclopedia Britannica, Vol. III, Edinburgh, 1771, p. 887).



Михаил Петрович эту историю знал очень хорошо. «Родина, которую раньше называли Российским государством, ещё раньше Великой Тартарией, Азарией, Великой Скифией. Это была одна наша с вами родная земля…»

Объединение тюркских и славянских народов в те времена было государственным.

Доказательств тому множество, но они все хранятся в запасниках и стараются об этом не вспоминать. Сейчас эти доказательства каждый может сам поискать в интернете. Это и монеты князя Дмитрия Донского, и мусульманские надписи на боевых шлемах, оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре. На этих исконно русских предметах размещались арабские изречения, а иногда даже ЦИТАТЫ ИЗ КОРАНА.

Но больше всего впечатляют рукописи путешественника Афанасия Никитина, который писал на русском и тюркском языках, причём переходил от одного к другому в одном повествовании. Пример молитвы, где Афанасий Никитин ПЕРЕХОДИТ С РУССКОГО НА ТЮРКСКИЙ, ПЕРСИДСКИЙ ИЛИ АРАБСКИЙ ЯЗЫК:

Он переходит с языка на язык свободно, и что интересно иногда делает это внутри одного предложения. Например: «А иду я на Русь, кетъмышьтыр имень, уручь тутътым». Перевод всего предложения: «А иду я на Русь (с думой: погибла вера моя, постился я бесерменским постом»).

Ясно и то, что для автора говорить и писать так, как он это делает, является нормальным, естественным. Логично предположить, что в такой смешанной речи в то время не было ничего необычного.

Михаил Петрович рассказывал: «У нас в школе, у казаков есть такая комната с куполом, и в левой стороне можно помолиться Христу, а с правой стороны Мухаммеду. В комнату зайдёшь, смотришь – иконочки на полочках стоят.

У горцев – знамя с их символами, их орнаменты. Они себя так выражают. Когда происходит событие в исламском мире, мы с любовью и уважением относимся к тому, чем они дорожат. И они нам тем же платят».

Он всегда стремился к дружбе тюркских и славянских народов. И в школе всё было направлено на этот союз.

Арабская вязь на шлеме Ивана Грозного
Скорее всего об этих временах говорил мне тогда Михаил Петрович.

Иногда Михаил Петрович мне напоминал святого Франциска Ассизского, который любил общаться с птичками, цветочками..
Для Щетинина было естественным не просто любоваться красотой цветка – он мог встать на колени и понюхать его, погладить траву.

Вспоминая слова Будды. Когда у него спросили:

– В чём разница между «нравится» и «люблю»? Будда ответил:

– Когда вам нравится цветок вы его срываете. Но если вы любите цветок, то вы его поливаете каждый день. Кто это понимает это, тот понимает жизнь.



Михаил Петрович подходил к ульям и протягивал руки к пчёлам, мог посидеть рядом с ульями, пообщаться с пчёлками.

Он обнимал деревья и разговаривал с ними.

Однажды я видел, как Михаил Петрович, увидев маленького муравья на своём столе в кабинете дал ему залезть на палец, открыл окно и выпустил его на «свободу».



Когда я общался с Михаилом Петровичем, то передо мной был учёный, философ, глубина и размах его мыслей которого были просто безграничны. Кто-то из-за этого не понимал его.

По-моему, Кант сказал: «Воспитывая детей, надо помнить, что мы воспитываем их не для жизни в теперешнем, а в будущем, лучшем состоянии человеческого рода, т.е. для жизни в иных, лучших условиях жизни. Обыкновенно же родители воспитывают детей только так, чтобы они годились для настоящего мира, хотя и испорченного. Воспитывая же детей для будущего, лучшего устройства мира, мы этим самым улучшаем будущее устройство мира».



Джон Локк – английский педагог и философ 17-го века говорил: «Работа педагога заключается не столько в обучении всему, чему можно научиться, а в воспитании любви и уважения к знаниям».



Можно процитировать Шри Ауробиндо – индийского философа и поэта:

«В области воспитания и образования мы ставим себе целью познавать психологию ребёнка по мере превращения его во взрослого человека и на этом основании строить наши системы обучения и воспитания.

Новая цель состоит в том, чтобы помочь ребёнку развить своё интеллектуальное, эстетическое, эмоциональное, моральное, духовное существо и организовать свою общественную жизнь и внутренние побуждения, исходя из своего собственного характера и способностей, – и цель эта сильно отличается от той, которую преследовала старая система образования, а именно: невзирая на сопротивление ребёнка, просто забить его голову стереотипными знаниями и подчинить шаблонным правилам поведения его сопротивляющуюся природу и преобладающие естественные импульсы».



А другой индийский духовный и религиозный лидер Бхагва́н Шри Раджни́ша (Ошо) говорил: «Моё видение образования таково, что жизнь не должна восприниматься как борьба за существование, жизнь должна восприниматься как празднование. Жизнь не должна быть одной лишь конкуренцией, она должна быть ещё и радостью. Пение, танец, поэзия, музыка, живопись и всё, что есть в мире, – образование должно учить вас сонастраиваться со всем этим, с деревьями, с птицами, с небом, с Солнцем и Луной. И образование должно учить вас быть самими собой. Сейчас оно учит вас быть подражателями, учит быть как все. Это неправильное образование. Правильное образование научит вас быть самими собой, подлинными. Вы уникальны. Такого человека, как вы, больше нет, не было и никогда не будет. Со стороны Бога это проявление огромного уважения к вам. В том, что вы уникальны, ваша красота и великолепие. Не становитесь подражателями, не становитесь копиями под копирку. Но именно это продолжает делать ваше так называемое образование: оно создаёт копии под копирку, оно разрушает ваше подлинное лицо.

Слово «образование», «education», имеет два значения, и оба они прекрасны. Одно значение очень хорошо известно, хотя совсем не используется, а именно: «извлекать что-то из вас». «Education» означает: извлекать то, что находится внутри вас, чтобы превратить ваш потенциал в реальность, подобно тому, как достают воду из колодца. Подлинное образование – это выявление того, что в вас скрыто, того, что Бог вложил в вас как

чтобы вы засияли. И есть другое, ещё более глубокое значение этого слова: «education» происходит от слова «educare», которое означает «вести вас от темноты к свету». В Упанишадах сказано: «Господи, веди нас от неправды к правде» – «асто ма садгамайа». «Господи, веди нас от смерти к бессмертию» – «мритьорма амритамгамайя». «Господи, веди нас от темноты к свету» – «тамасо ма джьотиргамайя». Это точное значение слова «education»: тамасо ма джьотиргамайя – от темноты к свету. Человек живёт в темноте, в бессознательности – и человек обладает способностью наполниться светом. Пламя есть, его нужно оживить. Сознание есть, но его нужно разбудить. Вам всё дано, вы принесли всё это с собой – но всеобщее представление, что вы становитесь человеком, просто получая человеческое тело, совершенно неверно, и на протяжении веков это представление было причиной величайших бедствий».

Оглядываясь назад и вспоминая Михаила Петровича Щетинина мне трудно дать ему краткое определение.

Всё, что вызывало поначалу моё непонимание в высказываниях, в стихах, в рассказах, сказах Михаила Петровича – всё подтверждается историками и учёными.

Например, Щетинин часто говорил о единстве человека и Космоса: «Космос беспределен, и невероятность масштабов его пространств, нескончаемость в вечности возможны лишь при условии существования в нём принципа гармонии, то есть взаимосогласованности общего развития всех форм и уровней жизни по единому замыслу, единому образу пути, по некоей высшей константе, безусловно принятой всем сущим за непреложную.

Космос – это значит всё живое вокруг и полная взаимоинформированность всех его составляющих, каждого происходящего процесса, явления, творческого акта".

Сравнение человека и космоса
Недавно учёные сделали фотографию клетки, которая получена с использованием данных рентгеновского излучения, ядерного магнитного резонанса и криоэлектронной микроскопии.

Клетка наша работает во всём настоящем. Она не знает законы, которые пишет президент, какие законы принимает Государственная Дума, полиция, инспекция.

Клетка живёт естественными законами.
Рекомендую посмотреть фильм «Внутренние и внешние миры», в котором подтверждаются все высказывания Михаила Петровича на эту тему.

Когда я смотрел как Михаил Петрович общался с детьми, то видел Учителя от Бога, который создал с детьми уникальную методику образования, воспитания и формирования целостной личности.



Однажды я прочитал воспоминания одного из учеников Морихея Уесиба, – создателя боевого искусства айкидо. Так ученик вспоминал, что О-Сэнсэй всегда пристально смотрел на человека. Его глаза светились. И в этот момент О-Сэнсэй уже знал об этом человеке всё...

О-Сенсей – это звание основателя школы. Он один.

При первой встрече с Михаилом Петровичем я обратил внимание, что он очень внимательно смотрел на меня. Взгляд был мягкий, добрый, душевный, располагающий к общению. Ни одного взгляда в сторону, поверх или мимо тебя.

Меня тогда это удивило, я впервые встретил человека кто так внимательно общался со мной. Было ощущение, что он смотрит не на меня, а в меня. Со временем узнал, что это у Щетинина такая уникальная особенность общения с любым человеком.

Думаю, что можно и Михаила Петровича Щетинина наделить титулом «О-Сенсей». Он тоже создал уникальную школу. Он единственный в своём роде. И школа его уникальная.

«Я занимаюсь проблемой «человек третьего тысячелетия» с 1979 года. Связана эта проблема с обнаруженным вырождением человечества. Человек уходит с Земли как явление, несущее в себе ответственность за всё то, что происходит на Земле. Т.е. как явление универсальное, в универсуме Космоса что-то происходит. И массовое наступление шизофрении на человечество – явление всё более тревожное».
Когда я читаю его рассказы, стихи, сказы, то вижу неординарного, талантливого писателя и поэта.



Иногда я в нём видел удивительного сказочника из старины глубокой, былинного сказителя, сохранившего слог и память тысячелетий. Особенно мне нравились его сказы, когда Михаил Петрович сопровождал сказ игрой на баяне, как Вещий Боян из «Слова о полку Игореве» использовал гусли.

Я слушал завороженно, как и все собравшиеся вокруг Щетинина.
«В некоем царстве, в некотором государстве (а точнее быть, так в Россиюшке) на крутом берегу, да над реченькой, да широкою (Волгой-матушкой, чтоб точнее быть) стоял терем высокий да резной, окружавленный, разукрашенный — ни пером описать, ни в устах сказать (а нельзя сказать то, что пыжится). А в том тереме, знать, жила-была да сейчас живёт с древних лет одна бабушка (пра-пра-пра-пра-пра-пра-прабабушка). Трудно ей кого отыскать вровень по добру, уму, по способностям лечить ласкою...»
Тихо в поле травушка
Жнёт лучи небесные.
Руки – крепь Иванушки,
Сила-мысль чудесного.
Иногда я не мог дать определение Щетинину. Например, многие слышали от Михаила Петровича такую мысль: «Наша школа держит мир на Кавказе!». Школу закрыли – через год началась война между Арменией и Азербайджаном. Может это случайное совпадение, войну Россия быстро пресекла, а может и нет. В школе Щетинина дети более сорока национальностей жили, учились, строили Россию своими руками. И в школе было много детей с Кавказа.

Когда Щетинин молчал, то хотелось молчать вместе с ним. Но это была не минута молчания. Это был такой же творческий процесс.

Когда, начиная рабочий день Михаил Петрович молился в своём кабинете, то мне он представлялся монахом, старцем из старины глубокой. Голос, тембр молитвы уносил меня в далёкое прошлое…

У Михаила Петровича не было своей квартиры, загородного дома или своего родового поместья. Жил он на территории своей школы вместе с детьми и сотрудниками.

Рабочий стол Щетинина. Снимок сделан когда прервали наш разговор и Михаил Петрович вышел «на минуту».
Его рабочий стол был абсолютно чистым – ни компьютера, ни ноутбука, на столе ни папок с документами, у него даже не было своего телефона или смартфона. Я впервые видел человека без современных средств связи. Мне это показалось необычным. Я даже сфотографировал рабочее место Михаила Петровича, когда прервали нашу беседу и он вышел из кабинета на минутку. Недавно попалась на глаза информация о том, что наличие гаджетов и потребление «цифровых» услуг становится признаком бедности. В то время как в жизни низких социальных слоёв появляется всё больше гаджетов и виртуальных коммуникаций, из жизни богатых они постепенно исчезают. Несколько лет назад об этом написала газета The New York Times. Статья «Человеческий контакт – теперь предмет роскоши» вызвала широкий общественный резонанс. В статье утверждалось, что живое человеческое общение становится прерогативой богатых людей, а бедные выбирают гаджеты, переставшие быть признаком роскоши. «Богатые стали избегать гаджетов, – писал автор статьи, – они хотят, чтобы их дети играли с кубиками, больше были на природе, а частные школы без современных технологий набирают всё большую популярность в их среде. Обходиться без телефона в течение дня, выйти из социальных сетей и не отвечать на электронную почту теперь является символом статуса.

Это привело к новой любопытной реальности: человеческий контакт становится роскошью. Чем вы богаче, тем больше тратите, чтобы оставаться офлайн». А школа, в которой отношения играют ведущую роль, становится элитной школой.

Щетинин говорил: "Знание – это на самом деле любовь. И поэтому очень важно работать в этом направлении – раскрывать сердце, раскрывать отношения. Развитие отношений – это и есть развитие".

В изучение предмета вовлечены все. Нет «задних парт» и «смотрящих в окно»
Почему же состоятельные люди всё чаще отказываются от гаджетов и «цифровых» услуг? Психологи объясняют: богатые хорошо понимают, что живое общение ничем не заменить, и ценят его. А преподаватели, работники разных областей культуры и искусства знают, что в этих слоях общества есть спрос, например, на такую услугу, как частные лекции. Достаточно часто обеспеченная элита приглашает какого-нибудь известного профессора, который читает им лекцию в узком кругу за определённую плату.

Кстати, это практиковала школа Щетинина, к ним приезжали по приглашению серьёзные профессора и академики. Неудивительно, что жители Кремниевой долины (и больше всех знающие о цифровизации и её по следствиях), стараются оградить своих детей от гаджетов и социальных сетей. Но при этом внушают всему миру пользу и важность межсетевого общения, что позволяет им зарабатывать миллионы на менее обеспеченной части человечества. Получается, что школа Щетинина была самой элитной школой, в которой вся жизнь строилась на общении и взаимодействии.

Я не видел в школе Щетинина детей играющими в смартфоне. Они им нужны были только для связи. Щетинин уже тогда понимал это. Выходит, он был самым богатым человеком! А его школа была самой элитной.

У Щетинина не было отпусков. Вместо отпуска он иногда выезжал в горы.

«Как важно жить настоящим, во всём настоящем! Ведь клетка наша работает во всём настоящем. Она не знает законы, которые пишет президент, какие законы принимает Государственная Дума, полиция, инспекция. Клетка живёт естественными законами».
Михаил Петрович просто жил любимым делом, а все сотрудники школы – были одной большая семьёй.

А высказывания Щетинина о России, они отличаются глубиной, масштабом: «Россия есть соборное духовное начало. Россия – это память некогда единой пра-родины, некогда единого народа, живущего не Земле с единым языком, одной пра-культурой, оформленной в единое мировоззрение, которое охватывало собой гигантский мир».

«Я крепко чувствую внутри себя Россию, и с каждым днём всё крепче, всё острее желание понять, на чём она стоит, на чём она растёт, и чем растёт человек».

«Совестью стоит Россия, совестью растет народ и человек. А совесть – память Рода. Живя историей его, ты совесть силой наполняешь. Крепче память – крепче сила, и тверже шаг от утра и до ночи…».

«Распахнулась Святая дорога: Русь Тропою Трояна идёт!»

«…И волею нальётся вновь душа живая, Воскреснет, песнь Рода запоёт. И будет, как всегда, Великая, Святая, Россия материнством оживёт. И воспылает дух свечой неугасимой, Из синей глубины прольётся Дух святой, И стая белых журавлей промчится над Россией, И вспыхнет вечность над могильною плитой. И снова, как и в те далёкие года, Россией станет путь отцов тогда, Воскреснет вновь крылатая Россия».



«…Не таясь, не скрываясь, сойдусь я с врагами, За тебя постою я, крылатая Русь! Распахнулась Святая дорога, Русь Тропою Трояна идёт. И звучит небовольная песня Сварога, Синегорье Россию зовёт!..».

«Россия – это служение вечности. Поэтому нас не может понять мир экономических единиц, тех, кто живёт сиюминутной, экономической жизнью.

Мы никогда не будем стяжателями, пока мы русские. Отдавая, мы

богатеем, и, только служа, мы можем жить».

Я не слышал, чтобы кто-то так говорил о России!

К чему стремился Щетинин?

Михаил Петрович учил всё делать максимально красиво. Это касалось абсолютно всего – от повседневной одежды до оформления зданий

Роспись учебного класса
Михаил Петрович просто жил любимым делом, а все сотрудники школы – были одной большая семьёй.

А высказывания Щетинина о России, они отличаются глубиной, масштабом: «Россия есть соборное духовное начало. Россия – это память некогда единой пра-родины, некогда единого народа, живущего не Земле с единым языком, одной пра-культурой, оформленной в единое мировоззрение, которое охватывало собой гигантский мир».

«Я крепко чувствую внутри себя Россию, и с каждым днём всё крепче, всё острее желание понять, на чём она стоит, на чём она растёт, и чем растёт человек».

«Совестью стоит Россия, совестью растет народ и человек. А совесть – память Рода. Живя историей его, ты совесть силой наполняешь. Крепче память – крепче сила, и тверже шаг от утра и до ночи…».

«Распахнулась Святая дорога: Русь Тропою Трояна идёт!»

«…И волею нальётся вновь душа живая, Воскреснет, песнь Рода запоёт. И будет, как всегда, Великая, Святая, Россия материнством оживёт. И воспылает дух свечой неугасимой, Из синей глубины прольётся Дух святой, И стая белых журавлей промчится над Россией, И вспыхнет вечность над могильною плитой. И снова, как и в те далёкие года, Россией станет путь отцов тогда, Воскреснет вновь крылатая Россия».



«…Не таясь, не скрываясь, сойдусь я с врагами, За тебя постою я, крылатая Русь! Распахнулась Святая дорога, Русь Тропою Трояна идёт. И звучит небовольная песня Сварога, Синегорье Россию зовёт!..».

«Россия – это служение вечности. Поэтому нас не может понять мир экономических единиц, тех, кто живёт сиюминутной, экономической жизнью.

Мы никогда не будем стяжателями, пока мы русские. Отдавая, мы

богатеем, и, только служа, мы можем жить».

Я не слышал, чтобы кто-то так говорил о России!

К чему стремился Щетинин?

Михаил Петрович учил всё делать максимально красиво. Это касалось абсолютно всего – от повседневной одежды до оформления зданий

А что осталось в наследие? Кто продолжает его Путь? На сегодня известно, что создан центр развития человеческого потенциала "СЛОВО". В каком формате функционирует центр и какие возможности для создания/продолжения уникального опыта образования в нашей стране есть?

- Чтобы ученик понёс в мир учение своего Учителя, он должен сам «созреть» для этого. Как семя созревшего плода готово к прорастанию и давать плоды. Он должен обладать определёнными качествами. Он должен быть лидером, способным повести за собой и сформировать команду «по образу и подобию». Он должен быть хорошим организатором…

Первой кто понёс учение своего Учителя стала Мария Новак. Она создала ДОБРУЮ ШКОЛУ. Школа работает в режиме детского летнего лагеря.

ДОБРАЯ ШКОЛА взяла от школы Щетинина, всё лучшее.
Кузовкин Виталий Николаевич – казачий атаман школьной дружины, правая рука Михаила Петровича. Тоже достойный продолжатель! Он создал центр развития человеческого потенциала «СЛОВО». Он тоже функционирует в формате летнего лагеря.

Хорошая перспектива у проекта «СОКОЛ» инициатор и руководитель проекта Сергей Мороз. Но это уже не ученики школы, а друзья и единомышленники Щетинина. Проект школы выполнили ученики школы Щетинина под руководством архитектора Дениса Ведерникова.

Кстати, это ответ на возможности продолжения уникального опыта Щетинина. На сегодня это пока всё.
А что осталось в наследие? Кто продолжает его Путь? На сегодня известно, что создан центр развития человеческого потенциала "СЛОВО". В каком формате функционирует центр и какие возможности для создания/продолжения уникального опыта образования в нашей стране есть?

- Чтобы ученик понёс в мир учение своего Учителя, он должен сам «созреть» для этого. Как семя созревшего плода готово к прорастанию и давать плоды. Он должен обладать определёнными качествами. Он должен быть лидером, способным повести за собой и сформировать команду «по образу и подобию». Он должен быть хорошим организатором…

Первой кто понёс учение своего Учителя стала Мария Новак. Она создала ДОБРУЮ ШКОЛУ. Школа работает в режиме детского летнего лагеря.

ДОБРАЯ ШКОЛА взяла от школы Щетинина, всё лучшее.


ПЬЕСА - ЖИТЬ



Действующие лица:

1. Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки.



2. Солнце. Покровитель Мудреца Ибн Сина.



3. Песок - Седовласый старик.



4. Автор - Философ в арабской одежде.



5. Кровь - Мудрая женщина в маске.



6. Песочный полководец.

-----



Пьеса одноактная в двух сценах с прологом и эпилогом.


ПРОЛОГ



Автор, философ в арабской одежде.



«Песками Персии

Окутан горизонт.

Лучи, как иглы.

Острые в пустыне.

Зов времени.

Шаги, как вечный зов.

Одежды белые.

Поныне и отныне.

Вдруг человек

Песчинкой из Песков.

Он приближается.

Глаза на солнце светят.

И солнце обращается к нему.»



Солнце. Покровитель Мудреца Ибн Сина:

«Ты видишь что?

Песчинки? Не заметят?

Ты избран солнцем.

Яростно служить

Природе, людям, радости и миру.

Жить надо в счастье.

В счастье надо жить.

И поднимать здоровья лиру"



Сцена 1.



Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки:

" Лечить людей -

Задача из задач.

Познание законов тела.

Кровь, как песок.

Сквозь мысли неудач

Она бежит со смелостью.

Так смело!"



Кровь - Мудрая женщина в маске:

"Во мне есть смысл.

Есть скорость и кураж.

Лишь избранным

Подвластна сказка.

Здоровья чистота.

Как страж.

Сейчас сниму тебе

Секрета маску"



Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки:

«Хочу увидеть каплю чистоты.

Песок, весь в звездах

Жарко. Жарко. Жарко.

Моя история - смысл доброты.

И капля крови на песке -

Подарком"



Песок - Седовласый старик:


«Я ползаю.

Кручу, Верчу.

Восход!

Ах, сколько времени

В моих седых просторах.

Песок - Старик.

Сыпучий, теплый сок.

Вас заверну

Своим, Твоим узором."



Автор, философ в арабской одежде.


"Песчаной бури

Развивался плащ.

Круговорот идей

И смыслов разных.

Песчинки мира.

Люди. Люди. Страсть.

Вы ошибаетесь легко.

Разнообразно.»



Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки:



"Песок, ты помоги узнать.

Увидеть истину.

И вылечить природу.

Летим и суетимся.

Не пропасть.

Нам вера помогает

Год от года"




Сцена 2.



Автор, философ в арабской одежде:

«Песок струится.

Тянется. Бежит

Круговорот песка в природе»



Песок - Седовласый старик:


«Ну, ну , поосторожней.

Мой мотив про Ибн Сину.

Он идет. Подходит.»



Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки:


«Как вдруг Песчинки

Стали Армией Людей.

Людей не верящих

В здоровье духа.

Кричат, свистят.

Им веселей

Лишь слушать ложь.

В пол уха, уха, уха….



Что отвечать?

Когда песок, как ложь.

Как помогать?

Когда тебе не верят.

О солнце Персии

Бросает тебя в дрожь?

Открой им правды

Солнечные двери!»



Песочный Полководец


"Эй, Ибн Сина!

Что ты там сказал?

За мною армия.

Смотри, как кони дышат.

Остановись лечить!!!

Я приказал!

Приказ мой небо

Слышит. Слышит. Слышит.

Кто ты такой,

Чтоб жизни продлевать.

Раз у эмира не спросил согласья.

Песком накрою.

Будет не узнать.

Ты отрекись.

И будет тебе счастье.



Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки:


«Не отрекусь!

Лечить людей -

Мой путь.

И никакие вихри

Не помогут.

Песок - слова.

Вдохнуть, забыть, заснуть.»



Автор, философ в арабской одежде.


«В песочной армии раздался рокот.

Воронкой черною

Песчинки поднялись.

И полетели остро обжигая.

Пригнись ты, доктор.

Страшно как. Пригнись.

Беги и не лечи без края.»



Авиценна или Ибн Сина. Мудрец, избранный солнцем и дарящий здоровье вопреки:



«Нет.

Помогать и жизни продлевать -

Мое призванье!

Радость против смерти.

Пусть сам умру.

А люди будут знать

Здоровье - это жизнь. Поверьте.»



ЭПИЛОГ



Песками Персии

Окутан горизонт.

И капля крови

На песке горячем.

Пустыня дышит.

Сердце на засов.

Тень Авиценны

ЖИТЬ!!! - Все это значит!



Автор - Международный Общественный деятель

Анастасия Павлова.

© Павлова А.В., 2021.

Просветительский Цикл – ГЕНИИ МИРА.

Пьеса - Посвящение Авиценне.

Все права защищены.

Автор материала:
Международный эксперт по формированию и продвижению культурных, туристических и образовательных продуктов. Член Генерального Совета Ассамблеи Народов Евразии, Председатель Совета по турбезопасности, Руководитель Комитета по туризму Делового Центра экономического развития СНГ+ Мир.
Автор уникальных проектов "ПоЭТИческая карта мира", "ЧЕРЕЗ 500 ЛЕТ" и "ГЕНИИ МИРА", автор международного проекта "Счастье народов мира"

Читайте также:


info@matreshka-journal.com
Мы в соц. сетях
Made on
Tilda